Контрольная работа по              Культурологии       

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по КУЛЬТУРОЛОГИИ

                 

Задача 1

1/1. Какой изначальный смысл имеет понятие "культура"?  (обведите букву слева):

а) все изменения в природных объектах,  осуществляемых человеком

б) почитание, обожествление внешних сил

в) возделывание почвы

г) духовное воспитание личности

 

1/2. Переведите  на  русский язык термины введенные в обиход римскими мыслителями Катоном (111 в.  до н.э.) и Цицероном (1  в.до н.э.):

а) агрикультура - _____________________________

б) культура аними - ____________________________

 

1/3. Укажите  ошибочные  или  спорные  определения культуры. (подчеркните): 

Культура -

а) это фрагмент мировой бесконечности,  который с точки зрения человека обладает смыслом и значением

б) это средство самореализации основных ценностей человека

в) это механизм адаптации человека к внешней среде

г) это процесс создания вещей,  идей, знаков, символов, форм   и образцов поведения

д) это "вторая природа" - мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы

е) это сфера духовной жизни человека

ж) это часть религии

з) это технология деятельности

 

Задача 2

2/1. Напишите понятие следующего определения (количество точек и букв понятия равно):

........ - это присущая ряду поколений данного народа символически-смысловая модель мира, определяющая все модусы человеческого существования

2/2. Среди названных мыслителей определите  (подчеркните) автора следующего выражения:

 "Культура это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом" .

Автор этого выражения - 3 Л.Уайт,  К.Маркс, Ф.Ницше, Н.Я.Данилевский, В.Соловьев, А.Тойнби, Л.Н.Гумилев

2/3 Если  культура  -  это упорядочивающий жизнедеятельность общества Логос, то каким свойством она должна обладать  (подчеркните):

а)  универсальностью,  б ) индивидуальностью

 

Задача 3

3/1. Как известно,  культура представляет собой целостное образование - систему,  состоящую из неразрывно связанных между собой уровней. Перечислите их структурные части  (количество  точек букв равно):

интеллектуальный уровень: ... 0  3, ......... 0  3, .....

нормативный уровень: .... 0  3, ...... 0  3, .....

чувственно-эмоциональный уровень: .........

3/2 Из перечисленных частей трех  уровней культуры  укажите, какие из них  образуют  сферы  рационального,  иррационального  и сверх рационального:

а)  сферу рационального образуют __________________________________________

б) сферу иррационального образуют  ________________________________________

в)  сфера сверх смысла представлена в культуре _____________________


 

 

                                     - 2 -

 

Задача 4

 4/1 Культура как духовное образование имеет два плана  бытия  -  интеллигибельный и   сенсибельный 0. Напишите, что означают эти термины:

            а)  интеллигибельный -  это значит _________________________

            б)  сенсибельный -  это значит _____________________________

  4/2 Определите, что в перечисленных культурных объектах относится к   интеллигибельному (И), а что - к сенсибельному (С) плану их существования (соответствующую букву поставьте справа):

            а) архитектура православных соборов- (__)

               присутствие Бога в земной жизни - (__)

            б) "Седьмая симфония" Дм.Шостаковича - (__)

                мощь и непобедимость советского народа - (__)

            в) учебник по физике - (__)

               законы развития природы - (__)

            г) картина К.П.Брюлова "Последний день Помпеи” (__)

               совершенство человека - (__)

            д) картина М.А.Врубеля "Демон поверженный" - (__)

               несбыточность мечты о совершенном  человеке - (__)

 

Задача 5

   5/1 В  следующих  высказываниях  вставьте  пропущенные слова (количество точек и букв равно):

            а) "..... - это соединение многих людей,  связанных между собой согласием и общностью интересов" (М.Т.Цицерон)

            б) ".....  -  связанная  одинаковым  происхождением и языком.......... ........  людей,  являющаяся подлинным и  единственным носителем объективного духа" 0.

  5/2 Выделите правильные отличительные  особенности  народной культуры (обведите соответствующую букву слева):

            а) рассудочность

            б) рефлексивность

            в) связь с земными делами

            г) стандартность

            д) эмоциональность

            е) коллективность

            ж) авторство

            з) индивидуальность

 

Задача 6

            6/1. Вставьте пропущенное слово (количество точек и букв равно), обозначающее субъекта массовой культуры (маскульта):

            "..... -  совокупность людей, не ориентированных на творчество, лишенных подлинной индивидуальности, оторванных от традиций и претендующих на роль главного субъекта в демократическом обществе"

            6/2. Определите основное отличие массовой культуры (маскульта) от народной культуры (подчеркните):

         Маскульт - индивидуализм,  всеобщность, духовность, субективизм, субъективность, чувственность, трансцендентность, примитивность, инстинктивность,  мудрость,  конструктивность, антиэлитарность, творчество,  традиционность,  онтологичность,   самолюбие, тщеславие, гордыня,  повседневность,  бессмысленность, маргинальность, своевольность.

 

 

 

- 3 –

 

Задача 7

  7/1. Назовите  субъекта высокой культуры,  вставив пропущенное слово     (количество точек и букв равно):

  "............. - духовно ведущий слой народа, лишенный предрассудков, веротерпимых, духовно подвижных и с трудом поддающихся внешнему управлению и руководству".

  7/2. Определите  отличительные  особенности  высокой культуры (подчеркните):

       рефлексивность, лабильность, посредственность, инстинктивность, познавательность, гуманизм, эмоциональность, чуственность, духовность, упрощенность,  творчество, нравственность, рассудочность, трансцендентность, ответственность, всеобщая  ценность, бескорыстность.

 

Задача 8

  8/1 Дайте культурологическое определение общества и назовите два механизма,  с помощью которых культура выступает  в  качестве его системообразующего фактора (количество точек и букв равно):

            а)  Обществом называется ............... ....... ( два слова)

            б) Системообразующими общество факторами культуры являются    .......... и ...........   8/2. Укажите объекты следующих определений (напишите):

        а) Упорядочивание иррационального  сознания  человека  называется

          _____________________________

        б) Упорядочивание  рационального  сознания  человека   называется

          _____________________________

 8/3 Каковы основные социальные программы культуры (продолжите):

            а)  общая - формирование внутреннего духовно-психического мира человека

            б) интеллектуальная -  __________________________________________

       ________________________________________________________________

            в)  нормативная -  ______________________________________________

       ________________________________________________________________

            г) чувственно-эмоциональная -  ________________________________

       ________________________________________________________________

 

Задача 9

   9/1. В основе типологии  культур  лежат  различные  критерии: формационный, национальный,  деятельности, религиозный и др. Попробуйте осуществить типологию по предложенному образцу:

            1) восточная культура - западная культура

            2) христианская культура - ___________________________________________

            3) немецкая культура - _______________________________________________

            4) религиозная культура - ____________________________________________

            5) субъективная культура -___________________________________________

            6) мужская культура - _______________________________________________

            7) пролетарская культура - ___________________________________________

            8) городская культура - ______________________________________________

            9) первобытная культура - ___________________________________________

            10) присваивающая культура - ________________________________________

            11) материальная культура - __________________________________________

 

9/2. Определите, какой исторический тип культуры характеризуют следующие признаки:

            а)  синкретизм уровней - ____________________________________________

            б) автономность религиозно-нормативного уровня  - ____________________

             _________________________________________________________________

            в) автономность всех уровней - _____________________________________

 


 

 

- 4 -

 

 9/3. Определите, какой тип культуры характеризуют перечисленные особенности,  поставив рядом в скобках соответствующую букву: западную (З), восточную (В), русскую (Р):

     Интровертиый (__), экстравертный (__), дуальный (__), реальный (__), женский (__), мужской (__), эзотерический (__), экзотерический (__), горячий (__), холодный (__).

 

Задача 10

   10/1 Назовите объекты определений, вставив пропущенные слова (количество точек и букв равно):

            а) "....... - это овеществленная сила знания"  (К.Маркс)

            б) ..........  -  это  способ осуществления любого вида деятельности, в т.ч. поведения

            в) ............   -   это  односторонне  ориентированный  на результаты использования   .......  и ..........,  игнорирующий  их   "человеческое измерение"  стиль мышления  и действий.

10/2 Что означает термин "сциентизм"? (обведите кружком букву слева от выбранного варианта):

            а) форма религиозных первобытных верований

            б) абсолютизация роли науки в системе культуры

            в) философское направление,  признающее разум основой познания и поведения               людей.

  10/3 Что в переводе с греческого обозначает слово,  от которого произошло понятие  "техника"? (подчеркните):

            а) искусство

            б) мастерство

            в) орудие труда

            г) все перечисленное, кроме в).

 

Задача 11

11/1 Испанский философ 3  Хосе  Ортега-и-Гассет 0 классифицирует культуры по технологическим основаниям,  выделяя три основных периода технологической эволюции. Укажите, какие именно (количество точек и букв равно):

            а) Первый период - это технология _________________________

            б) Второй период - это технология _________________________

            в) Третий период - это технология _________________________

11/2. Как в допетровской Руси называли инженера?  (подчеркните):

            а) розмысл

            б) мастер

            в) инженер

 

Задача 12

12/1. При всем многообразии культур всем им свойственно нечто общее. Напишите, что именно ___________________________________________________________________

       ______________________________________________________________________

 12/2. Как  называется  подход к исследованию культуры с точки зрения ее ценностного содержания?  (обведите букву слева от  выбранного варианта):

            а) гедонистический

            б) аксиологический

            в) коммуникативный

            г) диалогический.

   12/3 Важнейший компонент  культуры  - ценности. Постарайтесь классифицировать их по следующим направлениям:

            а) логические ценности - ____________________________________________

            б) этические ценности- _____________________________________________

            в) эстетические ценности-___________________________________________
 

- 5 -

 

 

Задача 13

     13/1. Выясните (напишите) суть следующих понятий:

            а) идеал - это _________________________________________________

            б) обряд - ____________________________________________________

            в) обычай - __________________________________________________

            г) традиция - _________________________________________________

            д) нигилизм - ________________________________________________

            е) контр культура - ____________________________________________

            ж) маскульт - ________________________________________________

    13/2. В каких пунктах перечислены явления (жанры)  массовой культуры?  (Обведите кружком букву слева):

       а) манифестация,  б) модная одежда, мебель, убранство жилья,

       в) детектив,  мелодрама,  вестерн, мюзикл, комикс, г) бестселлер, реклама, кич.

    13/3 Выберите правильное высказывание. (подчеркните):

            а) Кич - синоним псевдоискусства,  относящегося к самым нижним пластам массовой культуры;

            б) Кич - высшая форма проявления художественности в искусстве

 

Задача 14

    14/1 Правомерно ли говорить о следующих видах культуры?  Напишите, да или нет:

1)       культура чувств - _______, 2) культура быта - ______, 3) культура души  - _____, 

4) культура общения - ______,  5) культура обмана и дезинформации - ________,

     6) молодежная культура - ________,  7)  культура воспитания и образования - _____,

     8) культура труда- __________, 9) интеллектуальная культура - ____________.

    14/2 Кто из мыслителей  понимал  культуру как "почитание света"? (обведите кружком букву слева):

            а) В.Вундт

            б) Н.Рерих

            в) Ж,-Ж.Руссо

            г) Л.Морган

 

Задача 15

   15/1. Назовите основные ценности русской культуры:

       _________________________________________________________________

       _________________________________________________________________

   15/2. Прокомментируйте знаменитое четверостишие  Тютчева:

             "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить.

              У ней особенная стать, в Россию можно только верить".

      __________________________________________________________________

      __________________________________________________________________

      __________________________________________________________________

                               

Задача 16

    Слева приведены основные  ценности  западной  культуры.

     Напишите (справа) соотносительно им приоритетные ценности восточной культуры:

           Запад                                                  Восток

       1) динамизм, инновативность -     ________________________________________

       2) уважение к правам человека-    ________________________________________

       3) индивидуализм -                ____________________________________________

       4) рациональность -               ____________________________________________

       5) свобода и демократия -         __________________________________________

       6) приоритет частной   собственности -  __________________________________

                            

- 6 -

Задача 17

 17/1 Кто из мыслителей противопоставлял понятия "культура" и "цивилизация"  (подчеркните):

            а)  Н.Бердяев и О.Шпенглер

            б) Т.Парсонс и Э.Тайлор

            в) П.Сорокин и Ю.Лотман

 17/2 Кто является автором концепции "пассионарности"?  (подчеркните):

          а) А.Тойнби

          б) Ф.Ницше

          в) П.Тейяр де Шарден

          г) Л.Гумилев

 

Задача 18

  18/1. Как называется процесс взаимовлияния культур, в результате которого  происходит  их  взаимообогащение?  (обведите букву слева):

            а) катарсис

            б) аккультурация

            в) диффузия

            г) мимесис

            д) транскультурация

  18/2. Назовите авторов следующих моделей исторического развития культуры:

             циклическая модель - _______________________________________

             волновая модель - __________________________________________

             спиралевидная - ____________________________________________

             маятниковая - ______________________________________________

Используются технологии uCoz