Контрольная работа по Культурологии
1/1. Какой изначальный смысл имеет понятие "культура"? (обведите букву слева):
а) все изменения в природных объектах, осуществляемых человеком
б) почитание, обожествление внешних сил
в) возделывание почвы
г) духовное воспитание личности
1/2. Переведите на русский язык термины введенные в обиход римскими мыслителями Катоном (111 в. до н.э.) и Цицероном (1 в.до н.э.):
а) агрикультура - _____________________________
б) культура аними - ____________________________
1/3. Укажите ошибочные или спорные определения культуры. (подчеркните):
Культура -
а) это фрагмент мировой бесконечности, который с точки зрения человека обладает смыслом и значением
б) это средство самореализации основных ценностей человека
в) это механизм адаптации человека к внешней среде
г) это процесс создания вещей, идей, знаков, символов, форм и образцов поведения
д) это "вторая природа" - мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы
е) это сфера духовной жизни человека
ж) это часть религии
з) это технология деятельности
2/1. Напишите понятие следующего определения (количество точек и букв понятия равно):
........ - это присущая ряду поколений данного народа символически-смысловая модель мира, определяющая все модусы человеческого существования
2/2. Среди названных мыслителей определите (подчеркните) автора следующего выражения:
"Культура это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом" .
Автор этого выражения - 3 Л.Уайт, К.Маркс, Ф.Ницше, Н.Я.Данилевский, В.Соловьев, А.Тойнби, Л.Н.Гумилев
2/3 Если культура - это упорядочивающий жизнедеятельность общества Логос, то каким свойством она должна обладать (подчеркните):
а) универсальностью, б ) индивидуальностью
3/1. Как известно, культура представляет собой целостное образование - систему, состоящую из неразрывно связанных между собой уровней. Перечислите их структурные части (количество точек букв равно):
интеллектуальный уровень: ... 0 3, ......... 0 3, .....
нормативный уровень: .... 0 3, ...... 0 3, .....
чувственно-эмоциональный уровень: .........
3/2 Из перечисленных частей трех уровней культуры укажите, какие из них образуют сферы рационального, иррационального и сверх рационального:
а) сферу рационального образуют __________________________________________
б) сферу иррационального образуют ________________________________________
в) сфера сверх смысла представлена в культуре _____________________
- 2 -
4/1 Культура как духовное образование имеет два плана бытия - интеллигибельный и сенсибельный 0. Напишите, что означают эти термины:
а) интеллигибельный - это значит _________________________
б) сенсибельный - это значит _____________________________
4/2 Определите, что в перечисленных культурных объектах относится к интеллигибельному (И), а что - к сенсибельному (С) плану их существования (соответствующую букву поставьте справа):
а) архитектура православных соборов- (__)
присутствие Бога в земной жизни - (__)
б) "Седьмая симфония" Дм.Шостаковича - (__)
мощь и непобедимость советского народа - (__)
в) учебник по физике - (__)
законы развития природы - (__)
г) картина К.П.Брюлова "Последний день Помпеи” (__)
совершенство человека - (__)
д) картина М.А.Врубеля "Демон поверженный" - (__)
несбыточность мечты о совершенном человеке - (__)
5/1 В следующих высказываниях вставьте пропущенные слова (количество точек и букв равно):
а) "..... - это соединение многих людей, связанных между собой согласием и общностью интересов" (М.Т.Цицерон)
б) "..... - связанная одинаковым происхождением и языком.......... ........ людей, являющаяся подлинным и единственным носителем объективного духа" 0.
5/2 Выделите правильные отличительные особенности народной культуры (обведите соответствующую букву слева):
а) рассудочность
б) рефлексивность
в) связь с земными делами
г) стандартность
д) эмоциональность
е) коллективность
ж) авторство
з) индивидуальность
6/1. Вставьте пропущенное слово (количество точек и букв равно), обозначающее субъекта массовой культуры (маскульта):
"..... - совокупность людей, не ориентированных на творчество, лишенных подлинной индивидуальности, оторванных от традиций и претендующих на роль главного субъекта в демократическом обществе"
6/2. Определите основное отличие массовой культуры (маскульта) от народной культуры (подчеркните):
Маскульт - индивидуализм, всеобщность, духовность, субективизм, субъективность, чувственность, трансцендентность, примитивность, инстинктивность, мудрость, конструктивность, антиэлитарность, творчество, традиционность, онтологичность, самолюбие, тщеславие, гордыня, повседневность, бессмысленность, маргинальность, своевольность.
- 3 –
7/1. Назовите субъекта высокой культуры, вставив пропущенное слово (количество точек и букв равно):
"............. - духовно ведущий слой народа, лишенный предрассудков, веротерпимых, духовно подвижных и с трудом поддающихся внешнему управлению и руководству".
7/2. Определите отличительные особенности высокой культуры (подчеркните):
рефлексивность, лабильность, посредственность, инстинктивность, познавательность, гуманизм, эмоциональность, чуственность, духовность, упрощенность, творчество, нравственность, рассудочность, трансцендентность, ответственность, всеобщая ценность, бескорыстность.
8/1 Дайте культурологическое определение общества и назовите два механизма, с помощью которых культура выступает в качестве его системообразующего фактора (количество точек и букв равно):
а) Обществом называется ............... ....... ( два слова)
б) Системообразующими общество факторами культуры являются .......... и ........... 8/2. Укажите объекты следующих определений (напишите):
а) Упорядочивание иррационального сознания человека называется
_____________________________
б) Упорядочивание рационального сознания человека называется
_____________________________
8/3 Каковы основные социальные программы культуры (продолжите):
а) общая - формирование внутреннего духовно-психического мира человека
б) интеллектуальная - __________________________________________
________________________________________________________________
в) нормативная - ______________________________________________
________________________________________________________________
г) чувственно-эмоциональная - ________________________________
________________________________________________________________
9/1. В основе типологии культур лежат различные критерии: формационный, национальный, деятельности, религиозный и др. Попробуйте осуществить типологию по предложенному образцу:
1) восточная культура - западная культура
2) христианская культура - ___________________________________________
3) немецкая культура - _______________________________________________
4) религиозная культура - ____________________________________________
5) субъективная культура -___________________________________________
6) мужская культура - _______________________________________________
7) пролетарская культура - ___________________________________________
8) городская культура - ______________________________________________
9) первобытная культура - ___________________________________________
10) присваивающая культура - ________________________________________
11) материальная культура - __________________________________________
9/2. Определите, какой исторический тип культуры характеризуют следующие признаки:
а) синкретизм уровней - ____________________________________________
б) автономность религиозно-нормативного уровня - ____________________
_________________________________________________________________
в) автономность всех уровней - _____________________________________
- 4 -
9/3. Определите, какой тип культуры характеризуют перечисленные особенности, поставив рядом в скобках соответствующую букву: западную (З), восточную (В), русскую (Р):
Интровертиый (__), экстравертный (__), дуальный (__), реальный (__), женский (__), мужской (__), эзотерический (__), экзотерический (__), горячий (__), холодный (__).
10/1 Назовите объекты определений, вставив пропущенные слова (количество точек и букв равно):
а) "....... - это овеществленная сила знания" (К.Маркс)
б) .......... - это способ осуществления любого вида деятельности, в т.ч. поведения
в) ............ - это односторонне ориентированный на результаты использования ....... и .........., игнорирующий их "человеческое измерение" стиль мышления и действий.
10/2 Что означает термин "сциентизм"? (обведите кружком букву слева от выбранного варианта):
а) форма религиозных первобытных верований
б) абсолютизация роли науки в системе культуры
в) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
10/3 Что в переводе с греческого обозначает слово, от которого произошло понятие "техника"? (подчеркните):
а) искусство
б) мастерство
в) орудие труда
г) все перечисленное, кроме в).
11/1 Испанский философ 3 Хосе Ортега-и-Гассет 0 классифицирует культуры по технологическим основаниям, выделяя три основных периода технологической эволюции. Укажите, какие именно (количество точек и букв равно):
а) Первый период - это технология _________________________
б) Второй период - это технология _________________________
в) Третий период - это технология _________________________
11/2. Как в допетровской Руси называли инженера? (подчеркните):
а) розмысл
б) мастер
в) инженер
12/1. При всем многообразии культур всем им свойственно нечто общее. Напишите, что именно ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12/2. Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ее ценностного содержания? (обведите букву слева от выбранного варианта):
а) гедонистический
б) аксиологический
в) коммуникативный
г) диалогический.
12/3 Важнейший компонент культуры - ценности. Постарайтесь классифицировать их по следующим направлениям:
а) логические ценности - ____________________________________________
б) этические ценности- _____________________________________________
в) эстетические
ценности-___________________________________________
- 5 -
13/1. Выясните (напишите) суть следующих понятий:
а) идеал - это _________________________________________________
б) обряд - ____________________________________________________
в) обычай - __________________________________________________
г) традиция - _________________________________________________
д) нигилизм - ________________________________________________
е) контр культура - ____________________________________________
ж) маскульт - ________________________________________________
13/2. В каких пунктах перечислены явления (жанры) массовой культуры? (Обведите кружком букву слева):
а) манифестация, б) модная одежда, мебель, убранство жилья,
в) детектив, мелодрама, вестерн, мюзикл, комикс, г) бестселлер, реклама, кич.
13/3 Выберите правильное высказывание. (подчеркните):
а) Кич - синоним псевдоискусства, относящегося к самым нижним пластам массовой культуры;
б) Кич - высшая форма проявления художественности в искусстве
14/1 Правомерно ли говорить о следующих видах культуры? Напишите, да или нет:
1) культура чувств - _______, 2) культура быта - ______, 3) культура души - _____,
4) культура общения - ______, 5) культура обмана и дезинформации - ________,
6) молодежная культура - ________, 7) культура воспитания и образования - _____,
8) культура труда- __________, 9) интеллектуальная культура - ____________.
14/2 Кто из мыслителей понимал культуру как "почитание света"? (обведите кружком букву слева):
а) В.Вундт
б) Н.Рерих
в) Ж,-Ж.Руссо
г) Л.Морган
15/1. Назовите основные ценности русской культуры:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
15/2. Прокомментируйте знаменитое четверостишие Тютчева:
"Умом Россию не понять, аршином общим не измерить.
У ней особенная стать, в Россию можно только верить".
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Слева приведены основные ценности западной культуры.
Напишите (справа) соотносительно им приоритетные ценности восточной культуры:
Запад Восток
1) динамизм, инновативность - ________________________________________
2) уважение к правам человека- ________________________________________
3) индивидуализм - ____________________________________________
4) рациональность - ____________________________________________
5) свобода и демократия - __________________________________________
6) приоритет частной собственности - __________________________________
- 6 -
17/1 Кто из мыслителей противопоставлял понятия "культура" и "цивилизация" (подчеркните):
а) Н.Бердяев и О.Шпенглер
б) Т.Парсонс и Э.Тайлор
в) П.Сорокин и Ю.Лотман
17/2 Кто является автором концепции "пассионарности"? (подчеркните):
а) А.Тойнби
б) Ф.Ницше
в) П.Тейяр де Шарден
г) Л.Гумилев
18/1. Как называется процесс взаимовлияния культур, в результате которого происходит их взаимообогащение? (обведите букву слева):
а) катарсис
б) аккультурация
в) диффузия
г) мимесис
д) транскультурация
18/2. Назовите авторов следующих моделей исторического развития культуры:
циклическая модель - _______________________________________
волновая модель - __________________________________________
спиралевидная - ____________________________________________
маятниковая - ______________________________________________