План занятий по Культурологии
2003-2004 уч.г
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ (32 часа)
УЧЕБНИКИ:
Введение в культурологию. Под ред. Е.В.Попова. М., 1996
Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997
Культурология (для студентов технических вузов)- Под ред. Н.Г.Багдасаряна. М.,1998
Культурология. Под ред. А.А.Радугина. М., 1996
Культурология. Под ред. Г.В.Драча. Р-на-Д, 1995
Культурология в вопросах и ответах. Р-на-Д., 1997
Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994
Чернокозов А.И. История мировой культуры. Р-на-Д.,1997
Занятие 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ -2 часа
1. Объект и предмет культурологии, ее место в системе наук.
2. Функция культурологии в инженерном образовании.
3.Этимология слова и разнообразие определений культуры. Основные культурологические школы и современные научные представления о культуре.
Занятия 2-3. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА - 4 часа
1. Культура как органическая система, ее специфика и структура.
2.Сущность культуры: понятие и формы существования.
3. Культура как символически-смысловая матрица мира. Понятия “смысл” и “символ”, их классификация, единство. Знак, сигнал, символ, символат.
4. Символическая природа языка. Язык как первый вектор культурной системы. Разнообразие языков культуры. Язык и мышление. Гипотеза Сепира-Уорфа.
Занятие 4. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО - 2 часа
1. Понятие общества, место культуры в нем.
2. Культура как совокупность духовных ценностей. Понятие ценностей. Специфика и взаимосвязь материальных и духовных ценностей в обществе.
3. Социальные функции и институты культуры.
Занятие 5.КУЛЬТУРА КАК МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ- 2 час.
1.Человек и человеческая субъективность: понятие, структура, типы.
2. Социализирующая функция культуры. Ее цель, механизмы и инструменты.
3. Принцип деструкции, тупики и границы человеческой субъективности.
Занятие 6. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА - 2 часа
1. Гомеостазис и его виды. Культура как механизм адаптации общества к природе.
2. Технологизация культуры и переход общества к зооморфному способу отношения с природой.
3. Культура как осознание ограничений и опасностей перестройки природы. Экологический кризис, его причины и пути выхода.
Занятия 7-8. ЭТНОИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ - 4 часа
1. Этническая общность как культурная система, ее признаки.
2. Племя - исторически первый тип культурной системы: ее специфика и отличительные черты
(закрытость, коллективизм, синкретизм, мифоритуальность, иррациональность).
3. Нация как открыто-закрытая культурная система. Ее коллективно-индивидуальный характер,
вертикальные и горизонтальные субкультуры, их субъекты, взаимосвязь. Понятие и место коллективного и бессознательного в национальной культуре.
4. Цивилизация как социокультурная общность. Ее ценности и отличительные черты: открытость, всеобщность, индивидуализм,маргинальность, маскульт.
Занятие 9. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ - 2 часа
1. Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре, их динамика в пространстве и во времени.
2.Синхронный анализ внутренних и внешних культурных процессов. Соотношение динамики разных
слоев культуры. Диффузия, кризисные процессы и процессы восхождения в культуре.
3.Диахронный анализ культурных изменений, их факторы, источники, основные модели.
Занятие 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР - 2 часа
1 Многообразие концепций исторических типов культур, их принципы и взаимодополняемость.
2. Классификация культур по принципам характера истории (общественно-историческая школа, К.Ясперс) и мировосприятия (П.Сорокин).
3. Классификация культур по технологическим основаниям.
Занятие 11-12. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ - 4часа
1. Сущность и функции религии. Религия как первооснова культуры и социальной стабильности.
2.Нравственно-этический идеал и специфика религиозной веры. Религиозные символы.
3. Полиформизм религий. Религии языческие, “космические” и монотеистические, национальные и
мировые. Их специфика, исходные принципы. Причины и смысл религиозных реформаций.
4. Православие как результат преодоления двоеверия в древней Руси. Духовные ценности и этика труда православия.
Занятие 13. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО - 2 часа
1.Понятие искусства. Его происхождение и функции. Языки искусства.
2. Искусство-образ и искусство-ритм, их специфика, единство, виды.
3. Исторические типы искусства. Классическая и абстрактно модернизированная формы искусства в их влиянии на психику человека.
Занятие 14. НАУКА И КУЛЬТУРА - 2 часа
1. Понятие и функция науки. Наука как компонент интеллектуального уровня культуры.
2. Специфика науки. Наука в западных и не западных культурах.
3. Научно-технический прогресс и кризис цивилизации.
Занятия 15-16. ДИХОТОМИЯ КУЛЬТУР ЗАПАДА И ВОСТОКА - 4 часа
1. Принципы разделения культур на восточные и западные.
2. Неоднородность восточной культуры. Отличительные черты и особенности культуры дальневосточного региона, арабской и еврейской культур.
3. Специфика западной культуры, ее истоки и развитие.
4. Специфика русской культуры, особенности ее формирования, субъект, основные ценности, инверсионность развития. Специфика современного кризиса.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
Философская и культурологическая модели культуры.
Культурологическая идея “панславизма” Н.Я.Данилевского.
Теория “вызова и ответа” А.Тойнби.
Концепция пассионарности и развития культуры Л.Н.Гумилева.
Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда.
Учение К.Юнга о коллективном и бессознательном.
Взгляды на культуру Б.К.Малиновского и Л.Уайта.
Культура как система ценностей в учении П.Сорокина.
Игровая концепция культуры.
Символическая школа в культурологии.
К.Леви-Строс о роли мифов в истории человечества.
Культура как информационная модель универсума.
Язык как носитель культурной информации.
Сущность культуры и ее символы.
Женский и мужской типы культур.
Ф.Ницше о типах культур.
Типология культур К.Ясперса.
Синхронизм культурных процессов.
Диахрония культуры.
Взаимодействие культур.
Культура и окружающая среда: стратегия адаптации человека к природе.
Синкретизм мифоритуальной культуры.
Племя и нация как культурные системы.
Профанный и высокие уровни культуры.
Специфика молодежной субкультуры.
Человек как творец и творение культуры.
Человек маскульта.
Телесная и эротическая культура человека.
Цивилизация и культура.
Культура стран дальневосточного региона.
Культура арабского востока.
Сравнительная характеристика западно-европейской и еврейской культур.
Специфика русской культуры.
Религия как определяющий фактор духовной жизни.
Духовные ценности и этика труда православия.
Наука в контексте культуры.
Искусство как чувственно-эмоциональная сфера культуры.
Х.Ортега и Гассет о дегуманизации искусства
Техника как социокультурное явление.
Культура как праздник.
Исторические корни культуры Астраханской области.
Специфика культуры Ахтубинска и Ахтубинского района.
ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ:
1. Какой изначальный смысл имеет понятие “культура”?
а) все изменения в природных объектах, осуществляемые человеком
б) почитание, обожествление внешних сил
в) возделывание почвы
г) духовное воспитание личности
2.Переведите на русский язык термины, введенные в обиход римскими мыслителями Катоном в 3 в. до н.э. и Цицероном в 1 в. до н.э.:
- агрикультура ................. - культура аними.........................
3. Укажите ошибочные или спорные определения культуры:
Культура -
а) вторая природа
б) часть религии
в) технология деятельности
г) система ценностей
д) информационная модель мира
ж) фрагмент мировой бесконечности, обладающий смыслом и значением
з) логос общественной жизнедеятельности.
4.Назовите автора определения культуры как “кристаллизованной пассионарности”.
5. Л.Уайт, К.Маркс, Н.Я.Данилевский, Ф.Ницше, А.Тойнби. Среди названных мыслителей определите
автора следующего выражения: “Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным
хаосом”.
6. Назовите части основных сфер культуры:
Интеллектуальная сфера -
Нормативная сфера -
Эмотивная сфера -
7. Назовите автора концепции “ вызова и ответа”: П.Сорокин, О.Шпенглер, А.Тойнби?
8. Языки бывают:
а) вербальные и невербальные
б) естественные и искусственные
в) все перечисленное
9. Представители, какой научной школы уподобляли культуру живому организму, понимая этот
организм как целое, в котором существуют различные органы, выполняющие определенные функции:
а) психоаналитической
б) социологической
в) общественно-исторической
10) Что означает понятие “цивилизация”?
а) синоним культуры
б) материально-техническая часть общества
в)уровень развития общества
г) конгломерат наций
д) данное понятие используется во всех перечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора
11. К.Ясперс, К.Леви-Стросс, Н.Бердяев, Й.Хейзинга. - Кому из них принадлежит следующее
высказывание: “Культура возникает в игре, как игра” ?
12.Назовите основные задачи культурологии:
а) эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, межкультурная коммуникация
б) изучение устойчивого и изменчивого в культуре
в) все перечисленное
13. Назовите автора теории “маятникового развития культур”: О.Шпенглер, К.Юнг, Э.Кассирер, Юрий Лотман?
14. Выберите и обоснуйте правильное высказывание:
а) Религия - опиум для народа
б) Религия - нравственное отношение к кому-либо
в) Религия - рациональный способ постижения мира
15. Как называется процесс взаимообогащения культур:
а) транскультурация
б) мимесис
в) аккультурация
г) катарсис
16. Как переводится с латинского название священной книги христиан “Библия” и
с арабского название священной книги мусульман “Коран” ? -
а) чтение
б) человек
в) святыня
г) книга
д) Бог
17. Кто был основателем буддизма?
а) Конфуций
б) Сиддахартха Гаутама Шакьямуни
в) Соманатха
18. Определите культурные институты?
а) воспитания и образования
б) СМИ
в) банки
г) театры, библиотеки, музеи
д) государство
19. Выберите правильное высказывание:
а) Кич - синоним псевдоискусства самых низших пластов маскульта
б) Кич - высшая форма художественного вкуса в искусстве
20. Как называется религия, ставящая над природой трансцендентную личность Бога ?
а) тотемизм
б) теизм
в) синкретизм
г) богоискательство
21. Каким термином обозначаются разнородные течения молодежи, противопоставляющие свои ценности официальным ценностям общества ?
а) высокая культура
б) профанная культура
в) маскульт
г) контркультура
22. Д.С.Лихачев, В.Дильтей, З.Фрейд, Х.Ортега и Гассет. - Кто из них разработал концепцию массового общества и маскульта?
23. Определите основные ценности западной культуры:
а) прагматизм
б) эмоциональность
в) соборность
г) индивидуализм
д) народность
ж) достижительность
з) рационализм
24. Выделите отличительные черты профанной культуры:
а) рефлексивность
б) индивидуальность
в) коллективность
г) рассудочность
д) стандартность
ж) эмоциональность
з) повседневность
25. Вставьте пропущенное слово в следующем высказывании Цицерона: “..... - это соединение многих людей, связанных между собой согласием и общностью интересов”.
26. Что в переводе с греческого обозначает слово, от которого произошло понятие “техника”?
а) искусство
б) мастерство
в) орудие труда
г) все перечисленное, кроме в)
27, Как в допетровской Руси называли инженера?
а) мастер
б) розмысл
в) искусник
28. Назовите объекты определений:
а) “.........- это овеществленная сила знания” (К.Маркс)
б) ...............- это способ деятельности, в т.ч. поведения
в)..............- это односторонне ориентированный на результаты использования техники стиль мышления и действий
29. Что означает термин “сциентизм”?
а) первобытную форму религии
б) абсолютизацию роли науки в культуре
в) философское учение, признающее разум основой познания и поведения людей.
ПЛАНЫ
П