План занятий по          Культурологии       

2003-2004 уч.г

ПЛАНЫ  СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО  КУЛЬТУРОЛОГИИ  (32 часа)

 

УЧЕБНИКИ:

Введение в культурологию. Под ред. Е.В.Попова. М., 1996

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997

Культурология (для студентов технических вузов)- Под ред. Н.Г.Багдасаряна. М.,1998

Культурология. Под ред. А.А.Радугина. М., 1996

Культурология.  Под ред. Г.В.Драча. Р-на-Д, 1995

Культурология в вопросах и ответах.  Р-на-Д., 1997

Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994

Чернокозов А.И. История мировой культуры. Р-на-Д.,1997

 

 

Занятие 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК  ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ -2 часа

1. Объект и предмет культурологии, ее место в системе наук.

2. Функция культурологии в инженерном образовании.

3.Этимология слова и разнообразие определений культуры. Основные культурологические школы и современные научные представления о культуре.

                  

Занятия 2-3. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА  - 4 часа

1. Культура как органическая система, ее специфика и структура.

2.Сущность культуры:  понятие и формы существования.

3. Культура как символически-смысловая матрица мира. Понятия “смысл” и “символ”, их классификация, единство. Знак, сигнал, символ, символат.

4. Символическая природа языка. Язык как первый вектор культурной системы. Разнообразие языков культуры. Язык и мышление. Гипотеза Сепира-Уорфа.

 

Занятие 4.  КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО - 2 часа

1. Понятие общества, место культуры в нем.

2. Культура как  совокупность духовных ценностей. Понятие ценностей. Специфика и взаимосвязь материальных и духовных ценностей в обществе.

3. Социальные  функции и институты  культуры.

 

 Занятие 5.КУЛЬТУРА КАК МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ- 2 час.

1.Человек и человеческая субъективность: понятие, структура,  типы.

2. Социализирующая функция культуры. Ее цель, механизмы и инструменты.

3. Принцип деструкции, тупики  и границы человеческой субъективности.

 

 Занятие  6.  КУЛЬТУРА И ПРИРОДА - 2 часа

 1.  Гомеостазис и  его виды. Культура как механизм адаптации общества к природе.

 2.  Технологизация культуры и переход общества к зооморфному способу отношения с природой.

 3.  Культура как осознание ограничений и опасностей перестройки природы. Экологический кризис, его причины и пути выхода.

 

Занятия 7-8. ЭТНОИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ -  4 часа

1.  Этническая общность как культурная система, ее признаки.

2. Племя - исторически первый тип культурной системы: ее специфика и отличительные черты

 (закрытость, коллективизм, синкретизм, мифоритуальность, иррациональность).

3. Нация как  открыто-закрытая культурная система. Ее коллективно-индивидуальный характер,

вертикальные и горизонтальные субкультуры, их субъекты, взаимосвязь. Понятие и место коллективного и бессознательного в национальной культуре.

4. Цивилизация как  социокультурная общность. Ее  ценности и  отличительные черты: открытость, всеобщность, индивидуализм,маргинальность, маскульт.

 

Занятие  9. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ - 2 часа

1. Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре, их динамика в пространстве и во времени.

2.Синхронный анализ  внутренних и внешних культурных процессов. Соотношение динамики разных

 слоев культуры. Диффузия, кризисные процессы и процессы восхождения в культуре.

3.Диахронный анализ культурных изменений, их  факторы, источники, основные модели.

               

 Занятие 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР -  2 часа

1 Многообразие концепций исторических типов культур, их принципы и взаимодополняемость.

2. Классификация культур по принципам характера истории (общественно-историческая школа, К.Ясперс)  и мировосприятия (П.Сорокин).

3. Классификация культур по технологическим основаниям.

 

Занятие 11-12. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ - 4часа

1. Сущность и функции религии. Религия как первооснова культуры  и социальной стабильности.

2.Нравственно-этический  идеал и специфика религиозной веры. Религиозные символы.

3. Полиформизм религий. Религии языческие, “космические” и монотеистические, национальные и

мировые. Их специфика, исходные принципы.  Причины и смысл  религиозных реформаций.

4. Православие как результат преодоления двоеверия  в древней Руси.  Духовные ценности и этика  труда православия.

 

Занятие 13. КУЛЬТУРА И  ИСКУССТВО - 2 часа

1.Понятие искусства. Его происхождение и функции. Языки искусства.

2. Искусство-образ и искусство-ритм, их специфика, единство, виды.

3. Исторические типы искусства. Классическая и абстрактно модернизированная формы искусства  в их влиянии на психику человека.

 

Занятие 14. НАУКА И КУЛЬТУРА - 2 часа

1. Понятие и функция науки. Наука как компонент интеллектуального уровня культуры.

2. Специфика науки. Наука в западных и не западных культурах.

3. Научно-технический прогресс и кризис цивилизации.

 

Занятия 15-16. ДИХОТОМИЯ КУЛЬТУР ЗАПАДА И ВОСТОКА - 4 часа      

1. Принципы разделения культур на восточные и западные.                  

2. Неоднородность восточной культуры. Отличительные черты и особенности культуры дальневосточного региона, арабской и еврейской культур.

3. Специфика западной культуры, ее истоки и развитие.

4.  Специфика  русской культуры, особенности ее формирования, субъект, основные  ценности, инверсионность развития. Специфика современного кризиса.

                                                              

                                        ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Философская и культурологическая модели культуры.

Культурологическая идея  “панславизма” Н.Я.Данилевского.

Теория “вызова и ответа” А.Тойнби.

Концепция пассионарности и развития культуры Л.Н.Гумилева.

Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда.

Учение К.Юнга о коллективном и бессознательном.

Взгляды на культуру Б.К.Малиновского и Л.Уайта.

Культура как система ценностей в учении П.Сорокина.

Игровая концепция культуры.

Символическая школа в культурологии.

К.Леви-Строс о роли мифов в истории человечества.

Культура как информационная модель универсума.

Язык как носитель культурной информации.

Сущность культуры и ее символы.

Женский и мужской типы культур.

Ф.Ницше о типах культур.

Типология культур К.Ясперса.

Синхронизм культурных процессов.

Диахрония культуры.

Взаимодействие культур.

Культура и окружающая среда: стратегия адаптации человека к природе.

Синкретизм мифоритуальной культуры.

Племя и нация как культурные системы.

Профанный и высокие уровни культуры.

Специфика молодежной субкультуры.

Человек как творец и творение культуры.

Человек  маскульта.

Телесная и эротическая культура человека.

Цивилизация и культура.

Культура  стран дальневосточного региона.

Культура  арабского востока.

Сравнительная характеристика западно-европейской и еврейской культур.

Специфика русской культуры.

Религия как  определяющий фактор духовной жизни.

Духовные ценности и этика труда православия.

Наука в контексте культуры.

Искусство как чувственно-эмоциональная сфера культуры.

Х.Ортега и Гассет о дегуманизации искусства

Техника как социокультурное явление.

Культура как праздник.

Исторические корни культуры Астраханской области.

Специфика культуры Ахтубинска и Ахтубинского района.

 

   ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ:

 1. Какой изначальный смысл имеет понятие “культура”?

а) все изменения в природных объектах, осуществляемые человеком

б) почитание, обожествление внешних сил

в) возделывание почвы

г) духовное воспитание личности

 

2.Переведите на русский язык термины, введенные в обиход римскими мыслителями Катоном в 3 в. до н.э. и Цицероном в 1 в. до н.э.:

- агрикультура .................               - культура аними.........................

3. Укажите ошибочные  или спорные определения культуры:

 Культура -

а) вторая природа

б) часть религии

в) технология деятельности

г) система ценностей

д) информационная модель мира

ж) фрагмент мировой бесконечности, обладающий смыслом и значением

з) логос общественной жизнедеятельности.

 

4.Назовите автора определения культуры как “кристаллизованной пассионарности”.

 

5. Л.Уайт, К.Маркс, Н.Я.Данилевский, Ф.Ницше, А.Тойнби. Среди названных мыслителей определите

автора следующего выражения: “Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным

 хаосом”.

 

6. Назовите части  основных сфер культуры:

Интеллектуальная сфера -

Нормативная сфера -

Эмотивная сфера -

 

7. Назовите автора концепции “ вызова и ответа”:  П.Сорокин,  О.Шпенглер, А.Тойнби?

 

8. Языки  бывают:

а) вербальные и невербальные

б) естественные и искусственные

в) все перечисленное

 

9. Представители, какой научной школы уподобляли культуру живому организму, понимая этот

 организм как целое, в котором существуют различные органы, выполняющие определенные функции:

а) психоаналитической

б) социологической

в) общественно-исторической

 

10) Что означает понятие “цивилизация”?

а) синоним культуры

б) материально-техническая часть общества

в)уровень развития общества

г) конгломерат наций

д) данное понятие используется  во всех перечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора

 

11. К.Ясперс, К.Леви-Стросс, Н.Бердяев, Й.Хейзинга. - Кому из них принадлежит следующее

высказывание: “Культура возникает в игре, как игра” ?

 

12.Назовите основные задачи культурологии:

а) эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, межкультурная коммуникация

б) изучение устойчивого и изменчивого в культуре

в) все перечисленное

 

13. Назовите  автора теории “маятникового развития культур”: О.Шпенглер, К.Юнг, Э.Кассирер, Юрий Лотман?

 

14. Выберите и обоснуйте правильное высказывание:

а) Религия - опиум для народа

б) Религия - нравственное отношение к кому-либо

в) Религия -  рациональный способ постижения мира

 

15. Как называется процесс взаимообогащения культур:

а) транскультурация

б) мимесис

в) аккультурация

г) катарсис

 

16. Как переводится  с латинского название священной книги христиан “Библия”  и

 с арабского название священной книги мусульман  “Коран” ? -

а)  чтение

б) человек

в) святыня

г) книга

д) Бог

 

17. Кто был основателем буддизма?

а) Конфуций

б) Сиддахартха Гаутама Шакьямуни

в) Соманатха 

 

18. Определите культурные институты?

а) воспитания и образования

б) СМИ

в) банки

г) театры, библиотеки, музеи

д) государство

 

19. Выберите правильное высказывание:

а)  Кич - синоним  псевдоискусства  самых низших пластов  маскульта

б)  Кич - высшая форма художественного вкуса в искусстве

 

20.  Как называется религия, ставящая над природой трансцендентную личность Бога ?

а) тотемизм

б) теизм

в) синкретизм

г) богоискательство

 

21. Каким термином обозначаются разнородные течения молодежи, противопоставляющие свои ценности официальным ценностям общества ?

а) высокая культура

б) профанная культура

в) маскульт

г) контркультура

 

22. Д.С.Лихачев, В.Дильтей,  З.Фрейд, Х.Ортега и Гассет. - Кто из них разработал концепцию массового общества и маскульта?

 

23. Определите основные ценности западной культуры:

а) прагматизм

б) эмоциональность

в) соборность

г) индивидуализм

д) народность

ж) достижительность

з) рационализм

 

24. Выделите отличительные черты профанной культуры:

а) рефлексивность

б) индивидуальность

в) коллективность

г) рассудочность

д) стандартность

ж) эмоциональность

з) повседневность

 

25. Вставьте пропущенное слово в следующем высказывании Цицерона: “..... - это соединение многих    людей, связанных между собой согласием и общностью интересов”.

 

26. Что в переводе с греческого обозначает слово, от которого произошло понятие “техника”?

а) искусство

б) мастерство

в) орудие труда

г) все перечисленное, кроме в)

 

27, Как в допетровской Руси называли инженера?

а) мастер

б) розмысл

в) искусник

 

28. Назовите объекты определений:

а) “.........- это овеществленная сила знания”  (К.Маркс)

б) ...............- это способ деятельности, в т.ч. поведения

в)..............- это односторонне ориентированный на результаты использования техники стиль мышления и действий

 

29. Что означает термин “сциентизм”?

а) первобытную форму религии

б) абсолютизацию роли науки в культуре

в) философское учение, признающее разум основой познания и поведения людей.

 

ПЛАНЫ 

П

Используются технологии uCoz